Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике

23 сентября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

С каждым годом количество желающих сдавать ЕГЭ по информатике становится больше. В 2019 году этот экзамен выбрали 78,5 тыс. человек (в 2018 г. – более 70 тыс. участников; в 2017 г. – более 55,5 тыс. человек). Данная тенденция связана с ростом популярности и востребованности IT-специальностей. Для будущих абитуриентом мы составили список интересных профессий в этой сфере.

Эксперты также отмечают, что выпускники стали лучше сдавать данный экзамен - доля тех, кто не смог преодолеть минимальный порог сократилась почти на 3%. А количество выоскобалльников выросло на 8%. 

Как выглядит ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В части 1 находится 23 задания с кратким ответом: 12 заданий базового уровня, 10 повышенного уровня и 1 высокого уровня сложности.

Часть 2 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные 3 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Они проверяют умение записыват и анализировать алгоритмы. Последнее задание работы на высоком уровне сложности проверяет умения по теме «Технология программирования».

Где большего всего допускали ошибки

Как и в предыдущие годы, самые низкие результаты участники экзамена продемонстрировали по разделам «Основы алгебры логики» и «Алгоритмизация и программирование». Если подробнее, то затруднения возникли затруднения при выполнении заданий, для которых нужно обладать следюущими знаниями и умениями:

  • знание базовых принципов адресации в компьютерной сети;

  • умение исполнить рекурсивный алгоритм;

  • умение анализировать алгоритмы и программы;

  • знание основных понятий и законов математической логики;

  • умение строить и преобразовывать логические выражения;

  • умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Самые высокие результаты экзаменуемые показывают при выполнении заданий базового уровня на применение известных алгоритмов в стандартных ситуациях. В то же время при выполнении ряда заданий базового уровня сложности у участников возникают проблемы.

Задание:

Для хранения произвольного растрового изображения размером 1024×1024 пикселей отведён 1 Мбайт памяти без учёта размера заголовка файла. Для кодирования цвета каждого пикселя используется одинаковое количество бит, коды пикселей записываются в файл один за другим без промежутков. Какое максимальное количество цветов можно использовать в изображении?

Ответ: 256.

Как правило, выпускники легко определяют максимальное количество двоичных разрядов, которое можно отвести для кодирования одного пикселя, хотя иногда допускают элементарные арифметические ошибки при умножении/делении чисел, являющихся степенями двойки, оценивании значения простой дроби, определении количества битов в Кбайте (Мбайте). По словам проверяющих, типичная содержательная ошибка щаключается в том, что выпускники путают количество двоичных разрядов (битов), минимально необходимое для хранения целочисленных значений из заданного диапазона (палитры), с количеством этих значений.

Задание:

Ниже на пяти языках программирования записан рекурсивный алгоритм F

 

Запишите подряд без пробелов и разделителей все числа, которые будут напечатаны на экране при выполнении вызова F(9). Числа должны быть записаны в том же порядке, в котором они выводятся на экран.

Ответ: 9876456.

Основная ошибка – неспособность построить верную последовательность рекурсивных вызовов. Фактически это задание на проверку умения исполнить алгоритм с простым ветвлением и вызовом элементарной функции, записанный на языке высокого уровня.

Задание:

В терминологии сетей TCP/IP маской сети называется двоичное число, определяющее, какая часть IP-адреса узла сети относится к адресу сети, а какая – к адресу самого узла в этой сети. Обычно маска записывается по тем же правилам, что и IP-адрес, – в виде четырёх байтов, причём каждый байт записывается в виде десятичного числа. При этом в маске сначала (в старших разрядах) стоят единицы, а затем с некоторого разряда – нули. Адрес сети получается в результате применения поразрядной конъюнкции к заданным IP-адресу узла и маске. Например, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

Для узла с IP-адресом 119.134.58.57 адрес сети равен 119.134.48.0. Чему равно значение третьего слева байта маски? Ответ запишите в виде десятичного числа.

Ответ: 240.

Чтобы выполнить это задание, нужно перевести элементы IP-адреса, существенных для решения задачи, из десятичной системы счисления в двоичную. Уже на этом этапе экзаменуемые допускают арифметические ошибки по невнимательности.

Ещё одна причина неправильного решения – отсутствие верного представления о формате маске сети (слева направо в её двоичных разрядах сначала следуют единицы, затем – нули). Другой распространённой причиной ошибок является недостаточная сформированность метапредметного навыка анализа простых типичных для курса информатики математических операций, к которым относится поразрядная конъюнкция.

Задание:

Миша заполнял таблицу истинности функции (x \/ ¬y) /\ ¬(x≡z) /\ w, но успел заполнить лишь фрагмент из трёх различных её строк, даже не указав, какому столбцу таблицы соответствует каждая из переменных w, x, y, z.

Определите, какому столбцу таблицы соответствует каждая из переменных w, x, y, z. В ответе напишите буквы w, x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (сначала буква, соответствующая первому столбцу; затем буква, соответствующая второму столбцу, и т.д.). Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами ставить не нужно. Пример. Функция задана выражением ¬x \/ y, зависящим от двух переменных, а фрагмент таблицы имеет следующий вид.

В этом случае первому столбцу соответствует переменная y, а второму столбцу – переменная x. В ответе следует написать yx.

Ответ: zyxw

Типичным неверным ответом экзаменуемых при выполнении заданий такого типа является последовательность столбцов, допускающая появление в таблице истинности идентичных строк, что, во-первых, противоречит определению таблицы истинности, во-вторых, прямо противоречит условию задания, в котором слово «различных» выделено полужирным шрифтом («фрагмент из трёх различных её строк»).

Это ещё раз показывает, что ошибки при выполнении заданий базового уровня ЕГЭ часто происходят из-за того, что выпускники невнимательно читают задания и не проверяют свои ответы перед занесением их в бланк ответов. 


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск