Главная > Статьи > Учеба > Переписать историю? Разбираемся с новой концепцией школьного учебника

Переписать историю? Разбираемся с новой концепцией школьного учебника

20 августа 2013
Категория: Учеба

В феврале 2013 г. на конференции Совета по межнациональным отношениям Президент РФ В. Путин выступил с инициативой создания единого учебника истории для средней школы. Раннее уже предпринимались попытки издания подобного учебного пособия, но они не приносили ожидаемых результатов. 

Работа по созданию нового единого учебника истории легла на плечи Российского исторического общества (РОИ). Председатель правления РОИ С. Шахрай заявил, что необходимо создать "принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikipedia". Однако это неоднозначный и сложный вопрос. Перед РОИ встала задача разработки не просто универсального исторического издания для школьников, но создания новой единой концепции восприятия и преподавания истории в школе, которой не было создано в рамках новой государственности после распада Советского Союза.

Проект нового учебника истории, представленный общественности рабочей группой РОИ, исключает в дальнейшем изучение истории Отечества как политического процесса, как это было в СССР. Создатели новой концепции учебника считают, что воспитание гордости за свою страну у школьников – это основная цель пособия. Даты, события, имена, которые должны наполнять школьную программу истории России, выступают в качестве необходимого каркаса. 

Не обошли разработчики стороной и ставшую в последнее время скандальной тему введения изучения основ православия в школе. В представленном документе сказано, что "история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника".

Представленный проект концепции видится достаточно противоречивым. Он сразу встретил множество критических и положительных отзывов. Многие учителя, ознакомившиеся с проектом, выразили опасения по поводу того, что педагог в своей работе может лишиться определенной свободы преподавания из-за введения единого стандарта учебника истории. Комитет гражданских инициатив выступил с мнением, что введение единого учебника может привести к расколу в обществе из-за односторонней оценки событий в истории страны, что может не удовлетворить людей с различными политическими взглядами. Глава издательства "Просвещение" А. Кондаков считает, что наличие нескольких хороших учебников – это положительный момент, и они должны быть доступны учителям и ученикам; а введение единого учебника может вернуть процесс преподавания истории в школе в советские времена. Последнее слово в этом вопросе, по его мнению, должны сказать сами педагоги.87Лидер Республиканской партии России В. Рыжков опасается, что "государство опять начнет использовать учебники как инструмент для промывания мозгов и навязывания новой авторитарной идеологии".

Премьер-министр РФ Д. Медведев положительно высказывается о создании единого учебника, т.к. избыток исторической литературы для средней школы ведет к различной интерпретации исторических событий. Медведев скорее выступает за то, чтобы дать единую оценку "очевидным вещам". 

Депутат ГД от КПРФ Т. Плетнева считает, что введение единого учебника истории для школьников сыграет положительную роль в подготовке абитуриентов для поступления в вуз, ведь концепция преподавания предмета будет едина для всех регионов. В случае неполноты или субъективности представленной информации, Плетнева предлагает обращаться в библиотечные фонды и организовывать дополнительные занятия.

В целом концепция единого учебника истории для средней школы выглядит незавершенной и достаточно "сырой", в связи с чем она вызвала множество споров, как в академических кругах, так и в обществе в целом. Опубликованный на сайте министерства образования проект можно обсуждать и вносить изменения до 1 ноября этого года. К этой дате Президент РФ указал представить уже окончательную концепцию будущего учебника.      

Станислав Пархоменко

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск