Главная > Статьи > Это интересно > «Может, однажды удастся выпендриться перед вечностью»: знакомимся с четырьмя уральскими поэтами

«Может, однажды удастся выпендриться перед вечностью»: знакомимся с четырьмя уральскими поэтами

05 февраля 2020
Категория: Это интересно

Говорят, что поэзия переживает не лучшие времена, но она точно никогда не исчезнет, ведь всегда находятся люди, которые стремятся выражать свои чувства, погружаясь в мир лирики. «УралСтудент» поговорил с четыремя поэтами, участниками грядущего полуфинала в конкурсе «UralRowSide».

 

 

Влад Фролов 

Первые шаги в поэзии

­Конкретного события не было. Первоначально я писал стихи о любви, выражая подростковые переживания, чувства, эмоции. Позднее лишь изредка возвращался к поэзии. Около двух лет назад возобновил хобби, несколько переосмыслив своё отношение к написанию стихотворений. Мне захотелось делиться своим творчеством с людьми, начались выступления. Сейчас это неотъемлемая часть моей жизни.

Долг поэта: выбор между чистым и утилитарным искусством

Я однозначно сторонник чистого искусства. Поэт пишет о том, что его тревожит, вызывает эмоции и переживания. Если поэта волнуют личные проблемы, он пишет об этом, если внешние, социальные, политические и т.д., то он пропускает это через себя и создаёт стихотворения.

Тематика поэзии

В моей поэзии преобладает любовная лирика. А также тема самоидентификации поэта. Однако присутствует и социалка, и мистические сюжеты.

О классической поэзии XIXвека и её недостижимости

Поэзия XIX века была во многом революционной как по форме, так и по содержанию. Это был поэтический прорыв. Тогда поэты вдохновили несколько поколений последователей. Считаю некорректным говорить о недостижимости или достижимости поэзии того времени для последователей. Поэзия - зеркало жизни. А жизнь меняется, меняется мир вокруг нас, язык и поэзия. Все сопоставления с предшественниками весьма условны, на мой взгляд.

О современной поэзии

Слежу за современными поэтами. Читаю авторов из движения «Живые поэты». Это позволяет улавливать динамику развития современной поэзии в целом. Кроме того, всегда можно почерпнуть для себя что-то полезное.

Про особо значимых поэтов

Могу выделить для себя четырёх поэтов, которые оказали наиболее сильное влияние. Это Владимир Высоцкий, Сергей Есенин, Борис Рыжий и Лёха Никонов. От каждого из них я что-то почерпнул. Эти поэты появлялись в моей жизни с течением времени. Каждый вносил что-то новое эмоции, сюжеты. Задевал что-то внутри меня, вызывал отклик. Помню, как побывав на поэтическом вечере Лехи Никонова, понял, что хочу найти свою аудиторию.

О Высоцком и нынешних музыкальных популярных рэп-музыкантах

Высоцкий - монументальная фигура русской поэзии и культуры в целом. Многогранность его творчества и глубокое понимание того, о чем он пишет, делают его стихи актуальными не только сейчас, но и на десятилетия вперёд. Сложно сказать, есть ли подобный потенциал у современных рэперов. Для себя могу выделить нескольких, чьи тексты можно считать максимально приближенными к поэзии. Для меня это Oxxxymiron, Хаски, Луперкаль. Время покажет, насколько их потенциал будет реализован.

Личные достижения в поэзии  

Стихи, которые опубликованы в моей группе «Вконтакте», которые звучат со сцены, это стихи, которые прошли мой внутренний ценз. Я считаю их достойными внимания. Одним из самых сильных, я считаю посвящение Владимиру Высоцкому. Безусловно, для меня важна реакция аудитории, признание. Ведь поэзия для меня - форма диалога с людьми. А так как это диалог, реакция аудитории - ответ. Это важно для творца независимо от вида творчества, жанра и направления. Есть определённые люди, мои друзья, поэты, к кому я прислушиваюсь.

О конкуренции в творчестве и предстоящем конкурсе

Творчество не спорт. Лишь время покажет, кто из творцов удостоился признания. Сейчас важно развиваться в рамках своего творчества, находить новые идеи, новую аудиторию. В рамках предстоящего конкурса хочется показать себя с лучшей стороны, найти людей, кому моё творчество будет по-настоящему интересно. Победа стала бы приятным бонусом.

Ляйсан Бикшанова

Первые шаги в поэзии

Обычно первые стихи самые искренние. Технически они далеки от совершенства, но запредельно эмоциональны. В каждой строчке, в каждом слове кричит душа, получившая навык к самовыражению, хотя еще и слабо освоившая его. Она подобна ребёнку, который, едва научившись собирать буквы в слова, стремится громко прочитать всякую надпись в окружающем мире. Как-то так я и пришла к стихам. Неосознанно и само собой.

Долг поэта: выбор между чистым и утилитарным искусством

Поэт вряд ли кому-то что-то должен. И большой, и маленький, и даже если не поэт вовсе. Человек пишет о том, что считает нужным. Что касается меня, наверное, сторонница чистого.

Тематика поэзии

Для меня стихи - это отражение уже не моих эмоций, но моего мыслительного процесса, стремящегося к рационализму, к чистоте и прямоте, к смирению, к твёрдости духа и ясности ума. Я пишу о том, чем вдохновляюсь. Всё, чем я вдохновляюсь, я люблю, а люблю я те вещи, которым, в принципе, и не нужно, чтобы их любили. Это города, сказки, персонажи книг, средневековые баллады, море и безлюдные пляжи, бескрайние снежные равнины, развалины замков и дворцов, старые фильмы, легенды, звезды в небе, картины Рериха, исторические образы, нераскрытые загадки и тайны, мюзиклы, игру скрипки Паганини и сонаты Франца Листа, мифология, древние цивилизации, картины неизвестных художников, искусство японской гравюры, мечи и клинки, силуэты старинных одежд, давно умершие гении и ещё много чего. Любить всё это несложно, ненапряжно. Я не жду, что родной город однажды ответит на мои трепетные чувства, я не грущу о том, что мой гений давно умер и улыбаюсь, читая его бессмертные строки. Мне не нужно заботиться о чувствах своего предмета любви, их у него попросту нет. И вкус одиночества у этой любви наисладчайший - это вкус меланхолии и светлой грусти. Это то, чем я пропитываю пласты своих стихов. Стремлюсь пропитывать.

О классической поэзии XIX века и её недостижимости

В эту эпоху происходило формирование русского литературного языка. Закладывались фундаментальные основы стихосложения. Поэт был не только фигурой искусства, но и общественным деятелем. Про недостижимость слышу впервые. Но, вероятно, это могло быть связано с тем, что в начале Золотого века на смену классицизму приходит романтизм, который из-за своей странности, живописности и высокой духовной идейности современным людям и кажется недосягаемым.

О современной поэзии

Слежу. Современная молодёжная поэзия очень разноплановая, хотя я чувствую, что не вписываюсь туда с огромной глыбой консерватизма, из-за которой я не поспеваю за своими ровесниками. А мне очень хочется! Безумно влюблена в стихи Джио Россо, например. Потрясающие полотна стихов пишет.

Про особо значимых поэтов

 Я влюблена в Гумилёва. У нас слишком много общего в человеческом плане. Хотя и его стихи для меня показательны. Люблю народное творчество, песни и баллады, сказки Пушкина и сказки народов мира. К классикам обращаюсь как к родителю, чей поддерживающий взгляд помогает мне идти вперёд.

О Высоцком и нынешних музыкальных популярных рэп-музыкантах

Не люблю рэп. Высоцкого люблю.

Про гордость за своё творчество и общественное признание

Не горжусь и даже стыжусь. Хотелось бы быть лучше. Надо просто продолжать работать. Про признание: приятно, когда тебя слушают. А если не слушают, то и чёрт с ними. Самая высокая цель творчества - это ты сам. Мучайся, пиши стихи и читай их публике в своё удовольствие.

О конкуренции в творчестве и предстоящем конкурсе

 У меня сильные конкуренты. Есть и были до этого этапа. Вообще, наверное, глупо соревноваться в поэзии. Кто хуже, кто лучше. Я пришла сюда, потому что хочу делиться творчеством. Ничего страшного, если не выиграю. У каждого свой путь развития. Уверена, что всё, что я пишу сейчас, очень малоценно. Не знаю, когда начну развертываться по-настоящему. Может, через год, а может через десять. И ещё про конкуренцию в творчестве. Бодлер как-то сказал, что настоящие художники не обращают внимания на современников, а выпендриваются перед вечностью. Так вот, у своих современников я стремлюсь почерпнуть всё самое лучшее. И может, однажды удастся выпендриться и перед вечностью, кто знает.

Владимир Радюкин 

Первые шаги в поэзии

Когда я учился в колледже на бухгалтера, у нас в группе было 5 парней и 24 девушки. 8 марта было для нас катастрофой, достаточно дорогое и затратное мероприятие для голодных студентов. То ли у нас не было денег, то ли ещё что-то, но как-то раз мы накрыли уж совсем бедный стол. Надо было спасать наше положение, и я написал стих, где поздравил практически каждую поимённо. Девчонкам очень понравилось, и я был невероятно этому рад.

А затем была сильная влюблённость в одну из них, эмоции требовали выхода – страдала бумага.

Долг поэта: выбор между чистым и утилитарным искусством

Я сторонник того, что нужно писать из сердцевины своего Я, говорить честно и открыто, быть искренним и правдивым в своих проявлениях. Поэт никому ничего не должен, он абсолютно свободен в своём творчестве. Это его награда и в этом его наказание.

Тематика поэзии

Любовную лирику постепенно сменяет самоанализ, погружение вглубь себя.

О классической поэзии XIX века и её недостижимости

Недостижима она по одной причине – это время ушло, это была уникальная культурно-историческая эпоха. Совпало бесконечное множество факторов, которые привели к расцвету творческого потенциала. Сейчас у нас, мягко говоря, совсем другая картина. Достаточно открыть музыкальный чарт «Вконтакте» или Яндекс.Музыку и убедиться в этом.

О современной поэзии

Как участник этого творческого течения, я наблюдаю за тем, что происходит внутри этого потока.

Про особо значимых поэтов

Мне очень нравится творчество Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Это простота, пропитанная вечностью, так много в них правды и голой искренности.

О Высоцком и нынешних музыкальных популярных рэп-музыкантах

Из современных, и чтобы были любимы народом, наверно, только Баста со своей песней «Сансара» имеет такой потенциал и Макс Корж, который вырастил целое поколение на своих песнях. Он собирает стадионы, а его фанаты ездят целыми автобусами за ним. Но взять такую же высоту, как Владимир Семёнович, практически нереально.

Про гордость за своё творчество и общественное признание

Некоторые из достойных можно будет услышать в полуфинале. Общественное признание – это результат творческой деятельности, а не цель. Сейчас я работаю над тем, чтобы повысить точность и грамотность своего языка. Я получаю удовольствие от процесса, и когда мне приходит обратная связь от читателей, это невероятно воодушевляет. Она служит тем самым топливом, благодаря которому творческий поток расширяется, а значит, поднимаются новые темы и вопросы.

О конкуренции в творчестве и предстоящем конкурсе

Положительно отношусь к конкуренции, потому что она побуждает к действиям, к поиску новых идей и способов их выражения. Меня устраивает любой результат, потому что в этом событии колоссальное количество энергии. Поражение вызовет бурю эмоций, желание доказать людям, что они ошибались, заставит посмотреть на свою работу под другим углом, а значит, приведёт к изменениям. Победа покажет, что в данное время и при данных обстоятельствах я был сильнее, лучше, эффектнее. А кто из нас не любит быть победителем? Это важно для каждого из нас.

Виталий Калинич

Первые шаги в поэзии

На первое стихотворение меня подвигла написать весна. Точнее, она стала темой. А мотивом к написанию послужил скорее интерес: соединить слова таким образом, чтобы получился стих. Это уже потом я понял, что стихи могут служить психологической терапией для снижения эмоционального давления.

Долг поэта: выбор между чистым и утилитарным искусством

Дело в том, что чувства - это и есть отражение реальности, поэтому, когда поэт пишет о себе, он пишет об обществе в целом. Он описывает свой личный опыт в той или иной плоскости общественных отношений, уклада жизни, социального поведения в отдельно взятых ситуациях и т.д., показывая через свои чувства, чем это общество в данный момент времени наполнено, какие в нём происходят перипетии, какие реакции на какие раздражители имеют место быть.

Конечно, есть и несколько отдалённые от личного опыта процессы, происходящие вокруг, но и они, так или иначе, отзываются в тебе какими-либо чувствами, так что, если они будут достаточно сильными, ты не сумеешь не сказать об этом. А если сумеешь, то и не надо. Стихи хороши, только если они искренны. А писать о том, на что тебе начхать просто бессмысленно.

Что касается чистоты и утилитарности искусства. Тут сначала нужно определиться, что считать утилитарностью. Является ли извлечением пользы личное удовольствие от написания стиха? А удовольствие читателя? А внедрение в голову читателя некой созидательной идеи? Если да, то выходит, искусство как таковое не лишено утилитарности. Ну или если кто-то пишет исключительно ради денег, то это тоже не отменяет его собственного удовольствия и удовольствия тех, кто за это заплатил. Выходит, что и утилитарность не лишена признаков чистого искусства. В общем, не важно ради чего, главное - чтобы это было полезно и нужно.

Тематика поэзии

В моей поэзии много нравоучительного. Наверное, даже слишком много. Мозг сам втискивает между строк мораль там, где я её даже не задумывал. Но таков уж я. Мне нелегко наблюдать нравственный упадок в обществе и я, как умею, стремлюсь его компенсировать.

О классической поэзии XIX века и её недостижимости

 Классической считается и поэзия XVIII века. Думаю, так вышло потому, что до этого её в таком виде, в каком мы её знаем, просто не существовало. А недостижима она по простой причине - язык деградировал. Язык формирует мышление. Чем изысканнее, красивее, богаче, вариативнее, понятнее, осмысленнее структура языка, на котором человек думает, тем качественнее и глубже плоды его умственного труда. Наш сегодняшний язык, увы, искалеченный и отупевший правнук того языка, на котором слагали стихи в XIX веке. И нам той высоты мысли и изящности формы не достичь, пока мы не вернём языку прежний вид.

О современной поэзии

К современной поэзии отношусь двояко. С одной стороны, есть немало талантливых ребят, которые безусловно заслуживают прочтения и почтения.

С другой, если сравнить, например, нынешнюю эстраду и эстраду советского времени, то разница в качестве стихов в песнях такая, что хочется плакать.

Я не имею в виду, что раньше не было бездарностей, но, судя по всему, сейчас общий баланс склонился как раз в их пользу. Это продиктовано падением качества образования. Авторы пишут плохо, потому что плохо образованы, а люди по той же причине этим довольствуются. Круг замыкается. Основная масса хороших авторов сегодня, как не прискорбно, находится либо в подполье, либо известны, но не так широко, как хотелось бы и как они того заслуживают.

Про особо значимых поэтов

Без сомнения - это Сергей Есенин. Он появился в моём поле зрения как раз в период самых бурлящих эмоций и попал мне в самый нерв. Я понимал его (или думал, что понимал), я подражал ему и он остаётся для меня любимым до сих пор во многом потому, что с ним у меня связано множество воспоминаний о длительном и насыщенном эмоциями периоде жизни.

О Высоцком и нынешних музыкальных популярных рэп-музыкантах

Потенциал, конечно, есть. Причём многие уже его раскрыли. Посмотрите на тех же Хаски или Оксимирона (есть и другие очень востребованные рэперы, но их я не упоминаю по причине их малой причастности к собственно поэзии). Они уже доказали, что рэп вполне может сделать артиста народным любимцем. Высоцкий был популярен, потому что был популярен жанр, через который он передавал боль, радость и протест того времени. Сегодня эту функцию на себя взял рэп и уверенно её воспроизводит.

Рэп мне близок. Я его полюбил с самого его зарождения у нас в стране. Дослушался до того, что сам стал его исполнять. Структура стихов в рэпе несколько отличается от структуры классических стихов, поэтому мне вдвойне интересен процесс работы в этом жанре.

Про гордость за своё творчество и общественное признание

Есть много стихов, которыми я горжусь. Было бы странно и нелепо не любить плоды своего труда. Тогда этим заниматься не было бы никакого смысла.

Признание, конечно, важно. Отчасти для подпитки эго. Любому человеку приятна и необходима похвала. А отчасти для удовлетворения потребности заложить в чужой разум определённые мысли, которые, по моему мнению улучшат моральное-этическое состояние общества.

О конкуренции в творчестве и предстоящем конкурсе

Конкуренции я не ощущаю. Творчество - это ведь не торговля. Тебя либо читают, либо нет. А читают ли при этом других поэтов - совсем не важно. У каждого автора есть своя аудитория. Удовлетворяет она его или нет - это уже проблема автора, но не его коллег по цеху. А зависть я считаю, крайне глупым и нерациональным чувством.

Победа в этом турнире не есть камень преткновения для меня. Сколько-то значимого влияния на моё творческое «я» и на мои творческие дела она не окажет. Вот сам процесс мне интересен и важен. Это опыт выступления перед аудиторией. Причём опыт разноплановый. Вот уже и музыкальное сопровождение подъехало. Так я со сцены стихов ещё не читал. Плюс какое-никакое, но расширение аудитории. Это тоже важно. Так что, одержу победу или нет, я всё равно извлеку практическую пользу и простое удовольствие из этого мероприятия. Но победить, конечно, было бы приятно.

Автор: Юрий Лыжёв

Фото: предоставлены героями материала


Шестичасовой музыкальный нон-стоп: в Екатеринбурге проводили Старый Новый Рок

«Кинокомиксы стремятся освободиться от обязанности развлекать людей»: 5 тенденций кинематографа от кинокритика Антона Долина

«Идея феминизма приводит мир к разрушению»: что думают девушки о теории феминизма

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск