Главная > Статьи > Это интересно > Почему «сонные мутанты» высыпаются?

Почему «сонные мутанты» высыпаются?

01 марта 2016
Категория: Это интересно

Ученые утверждают, что здоровый сон для человека длится 8 часов. Но одинаковых людей нет, для кого-то норма спать 4 часа, а кто-то не может выспаться за 10 часов. Многие условия определяют продолжительность сна: усталость, сытость, состояние здоровья.

Современная наука гласит, что необходимость во времени сна определяет наследственная предрасположенность.

Как отмечает американское издание The Huffington Post, ученые обнаружили целый ряд удивительных способов влияния генов на сон.

1. «Короткосоны» — люди, которые высыпаются за 4−6 часов.

Калифорнийские ученые пять лет назад открыли мутировавший ген hDEC2, который помогает людям чувствовать себя бодрыми после 4 часов сна. Они всегда спят мало. Таких «сонных мутантов» всего 1-3% на всей планете. Их еще называют «сонной элитой»

Такие люди энергичны, оптимистичны, амбициозны, у них другие циркадные ритмы, повышенный метаболизм (что ведет к большей худощавости), пониженный болевой порог и повышенная психологическая устойчивость.

Общество окрестило таких людей «светоходящими» в честь выдуманных существ — полулюдей-полувампиров.

2. У депрессии и сна один и тот же ген.

Ученые определили ген, который отвечает за хорошее самочувствие во время бодрствования. Связь настроения и сна определяет ген Period3, или Per3.

Генетики изучили работу PER3 на генномодифицированных мышах, которым в лаборатории изменяли продолжительность искусственного «дня» и «ночи». Выяснилось, что, когда день равен ночи, мыши ведут себя нормально. Но когда день длится 4 часа, а ночь 20 часов, у грызунов с мутацией в PER3 развивается легкая сезонная депрессия. Если же у животных был вообще удален ген PER3, то сезонная депрессия протекает очень тяжело. «Это первая генетическая мутация у человека, которая напрямую связана с развитием сезонного аффективного расстройства. Первое свидетельство того, что расстройства сна и настроения могут иметь общие механизмы», — говорится в заявлении соавтора исследования доктора Луи Пташека, профессора неврологии UCSF.

В геноме человека имеются два варианта гена Per3 — короткий и длинный. Так как в клетках человека имеются две копии каждого гена, то каждый человек может иметь либо две копии короткого гена, либо две копии длинного, либо одну длинную и одну короткую копию.

Короткогенные люди оказались типичными «совами», которые могут просидеть полночи за важной работой, а потом выспаться за 6−8 часов. Носители же длинной разновидности рано ложатся спать и предпочитают активность в ранние утренние часы. Кроме того, выяснилось, что после длительного бодрствования «жаворонкам» для восстановления нужен более длинный и глубокий сон.

3. Гены управляют метаболизмом во сне.

Ученым удалось установить, что у некоторых людей есть особый ген — условно названный ABCC9, при наличии которого его владельцу будет требоваться на полчаса больше сна, чтобы полноценно выспаться. Такой ген можно обнаружить только у 20% населения.

ABCC9 также оказывает некоторое влияние при возникновении и развитии сердечных заболеваниях и сахарном диабете и взаимодействует с геном PAX8, регулирующим уровень гормонов щитовидной железы. Люди с недостатком гормонов щитовидной железы часто спят слишком много, а люди с избытком — страдают гиперактивностью.

4. Активные гены бессонницы.

Согласно статистике, бессонницей в разные периоды своей жизни страдает почти 45% населения развитых стран, причем почти половина из них нуждается в медицинской помощи.

Ученые идентифицировали ген, который вызывает тяжелую бессонницу, если он сверхактивен. Ген Nmu, продуктом которого является нейромедин U.

Отсутствие гена Nmu приводит к снижению активности в течение дня и более долгому утреннему сну. Увеличение экспрессии этого гена вызвало увеличение как дневной, так и ночной активности.

Исследование показало, что ген не действует через HPA ось, вызывая сильную активацию клеток, которые экспрессируют ген под названием кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ) в стволе головного мозга.

Кроме того, анализ ДНК показал, что женщины значительно чаще передают гены бессонницы своим дочерям. Эти гены были обнаружены у 59% представительниц прекрасного пола, страдавших от нарушений сна. Подобные гены обнаружили также у 38% мужчин, которые признались, что их предки также мучились от бессонницы.

5. Привычки «жаворонков» и «сов» зависят от мутаций в ДНК

Исследование геномов 89 тысяч людей позволило ученым выяснить, почему одни любят просыпаться рано, а другие — отсыпаться с утра. Это различие обуславливается 15 мелкими мутациями в небольшом наборе генов.

Семь из них расположены в окрестностях генов, управляющих биоритмами и процессом сна. Соответственно, можно говорить о том, что склонность вставать рано или поздно носит генетическую подоплеку.

«Генетическую природу „жаворонковости“ подтверждает и то, что дети участников опытов, обладавших этими мутациями, примерно в 1,8−2 раза чаще были жаворонками, чем их сверстники, родившиеся в семьях „сов“, - заявил один из авторов публикации Дэвид Хайндс. — Эти люди могут просыпаться рано и вести активную жизнь с утра. Такие мутации в генах делают их менее подверженными бессоннице, а также продлевают их циркадные циклы и делают их глубокий сон более продолжительным и качественным».

Существует известный метод лечения нарушений сна, который называется Stimulus Control Therapy. Он состоит из следующих шагов:

• Не есть, не пить, не читать, не слушать музыку и не смотреть телевизор на кровати. Кровать должна ассоциироваться только со сном. Исключение можно сделать только для секса.
  • Не принимать кофеин в течение последних 6 часов перед сном.
  • Регулярные физические упражнения, но не позднее, чем за 4 часа до отхода ко сну.
  • Не спать в течение дня.
  • Каждый день просыпаться в одно и то же время (желательно 6−7 утра), без исключений.
  • Ложиться спать, только когда чувствуется усталость.
  • Если не удалось заснуть в течение 10 минут, вылезайте из постели и идите в другую комнату. Почитайте, послушайте музыку, но в спальню возвращайтесь лишь с намерением лечь спать. Спальня должна ассоциироваться только со сном.
  • Первое время новый режим будет даваться тяжело, но это нормально.

По материалам Ридус.