Главная > Статьи > Карьера > Профессия видеографа: по ту сторону экрана

Профессия видеографа: по ту сторону экрана

08 августа 2016
Категория: Карьера

За последние несколько лет в обществе выросло необъятное стремление запечатлевать себя, моменты из жизни, близких, интересных людей. Человечество старается сохранить частику своего существования в фото и видео искусстве, то есть в том, что более надёжно и долговечно. Важность визуального образа в современном мире неоспорима, примером может служить популярность такой сети как Instagram. Мы любим показывать себя и рассказывать о том, как живем, что видим, куда ходим - такова человеческая сущность.  Ведь как сказал  французский социолог и культуролог Жан Бодрийяр: "Я на экране - следовательно, я существую".

Данная тенденция повлекла за собой тех, кто отказался от привычной работы в офисе с нормированным рабочим днём и полным соцпакетом. Называются эти люди фотографами и видеографами.

Если с первыми ситуация более или менее ясна, так как они уже заняли прочную лидерскую позицию среди популярных творческих профессий, то видеографы до сих пор прокладывают свой путь к вершинам. В отличие от операторов они создают продукт, начиная с идеи, занимаясь съёмкой и монтажом, оформляя кусочки событий в концептуальный мини-фильм. Они идут напролом, не боясь устоявшихся стереотипов, и в один голос твердят: "Мы создаем не просто видео, мы делаем маленькое кино, пусть не двухчасовое, но такое же полноценное, самостоятельное и неподдельное".

Получается, что видеографы - это специалисты, которым необходимо обладать широким спектром навыков. Равнозначно важны, как технологическая осведомленность - виртуозно разбираться в видео технике и звукозаписывающей аппаратуре, так и творческий  подход, который заключается в наличии художественного вкуса, чтобы заметить "картинку", правильно её подать и дополнить спецэффектами. Профессия сложна и романтична одновременно. Ведь видеографы посвящают свою жизнь бесценным воспоминаниям людей, атмосферным событиям из их жизни, просмотр которых будет вдохновлять и воодушевлять, будь то свадьба или открытие своего поприща.

Размышления о противоречивости профессии, умении замечать жизнь, ловить тот самый момент -"здесь и сейчас", привели меня к разговору с начинающим видеографом Марией Кожемякиной. Мария учится на третьем курсе факультета "Менеджмента и бизнеса"  и работает в видео - компании "Аррlause", которая занимается съемкой клипов, рекламных и художественных роликов, свадеб и корпоративных фильмов.

- Почему ты решила заниматься видеосъемкой?

- Пару месяцев назад, когда закончилась учеба и появилось много свободного времени, я стала задумываться, чем себя занять. Кто-то уехал отдыхать, а кто-то остался в городе работать, не хотелось отставать от других. Возможностей было много, но хотелось занять себя чем-то интересным. Тогда я вспомнила, что у меня на руках всегда было много видеосъемок, после посещения различных мероприятий, и я сразу садилась за монтаж, просто так, любительски, потому что мне это нравилось. У меня не было опыта работы, но мой брат всё же посоветовал обратиться в видеокомпанию, в которой требовались стажеры. Так, я оказалась в "Аррlause" и стала видеографом.

- Как ты обучалась?

- Обучение происходило непрерывно и продолжается до сих пор в любую свободную минуту, и днём, и ночью. Понять суть и особенности профессии очень помогли видеоуроки, статьи в интернете, непосредственная работа с техникой и с программами. И, конечно же, бесценные уроки даёт мне команда, с которой я работаю, много информации и помощи получаю от них.

- Как происходит процесс съёмки?

- Всегда по-разному, нет каких-то определенных канонов и правил. Всё зависит от того, что снимаем и что хотим получить в итоге. Если это свадебная съёмка и цель заключается в том, чтобы получить небольшой ролик, то всё проходит естественно - не по сценарию, а по ходу действия, но постановочные кадры также имеют место быть. Если же это, например, съемка какого-либо музыкального клипа, то конечно, изначально обдумывается сюжет, прописывается сценарий, создаётся раскадровка всего будущего клипа, таким образом, съемки и монтаж ведутся строго по сценарию. Еще бывает, что идёшь на работу и знаешь только ориентировочно, какое мероприятие необходимо отснять, в голове произвольно начинаешь представлять, какие крутые кадры можно сделать на этой локации, как лучше подать объект. Но в процессе все меняется, все планы, все что ты продумывал, все твои ожидания. В итоге получается даже лучше (смеётся).

- Сколько времени уходит на создание одного видеоклипа?

- Последний свой клип я монтировала двое суток, то есть 48 часов, из которых спала всего 5. Есть проекты, которые снимаются и монтируются за один день - один сюжет, одна съемка, один клип на выходе. А есть проекты полугодовые, с выездами в другие города, задача которых - на выходе получить готовых, например, 22 ролика длительностью в 2 минуты.

- Что самое важное на твой взгляд в работе видеографа?

- На съёмках необходимо быть очень сконцентрированным и внимательным, как к деталям, так и к общему плану. Важно всегда следить за техникой, за её настройками, которые постоянно меняются в зависимости от локации, освещения, действия, чтобы получалась максимально чёткая картинка. При этом, если съемки художественные или без сценария, необходимо проявлять весь свой креатив, раскрывать творческий потенциал и продумывать постановку каждого кадра. Монтаж клипа - это тоже всегда не однообразный процесс. Сначала необходимо найти и подобрать подходящую музыку, если это не было оговорено ранее, затем, осмотреть весь материал и выбрать лучшие кадры так, чтобы соблюдалась логика и  последовательность действия. Переходы и эффекты также подбираются сугубо индивидуально, всё зависит от жанра, стиля и темпа клипа.

- Что больше всего вдохновляет тебя в процессе?

- Жена моего босса (смеётся). На самом деле, это прекрасно, когда ты создаёшь чьи-то воспоминания, знакомишься с новыми людьми, их историями. Мне просто нравится, чем я занимаюсь: снимать, монтировать, работать в команде. Быть видеографом - значит постоянно находиться в курсе многих событий в городе и за его пределами, более того, быть их соучастником, наблюдать, смотреть, снимать, а потом и создавать видео об этом.

Автор текста: Кристина Поспелова


Четыре шага к работодателю

Интервью: моя профессия – здоровье нации

В какой специальности применить литературный талант?

Личный опыт: поступаем в театральный вуз

Каково это – учиться в музыкальном колледже?

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск